Этнотуризм

89628008885

Сплав

Сентябрь 2011г.

Закончился летний сезон, и появилась возможность сплавиться по реке Белый Июс в свое удовольствие. Для сплава время не совсем подходящее, потому что вода уже очень холодная, ночью даже ледок появляется возле берега. Но днем солнышко так хорошо пригревает, что решили сплавляться. Экипаж состоял из пяти человек. Два человека очень опытные таежники это наш главный гид Школина Любовь Ильинична и старинный друг нашей компании Бобров Михаил Тимофеевич, а три человека еще только вникают в это дело, учатся и получают удовольствие - это составитель данного отчета Дисенко Лариса, гид компании «ДиЛор» Никита Лейман и гость Галина Степановна. Участок реки Белый Июс, по которому мы регулярно сплавляемся с туристами, был нам не интересен в плане изучения. А верховья Белого Июса представляли для нас не только профессиональный интерес, но и любопытно было узнать, а что же там выше по реке? Утром в субботу наш экипаж был доставлен к поселку Беренжак, высадились возле моста. Утром уже очень прохладно, трава покрыта инеем, возле берега мелководье затянуто ледком.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

Мужчины оперативно накачали катамаран, укрепили на нем вещи и спустили катамаран на воду. Начался первый день сплава. Течение от моста было довольно сильным и на пути встречалось много топляка, деревья угрожающе торчали из воды. Чтобы не налететь на эти коряги, пришлось активно грести, что позволило нам всем быстро согреться и втянуться в процесс маневрирования по реке.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

Опытный водитель Васильев Виктор Александрович и директор нашего Ширинского подразделения Школин Евгений Павлович сопровождали нас по дороге на Газели. В тех местах, где дорога близко подходила к реке, они подъезжали и ждали нас на берегу. Мы, проплывая, сообщали о нашем настроении и самочувствии. Через час солнышко поднялось достаточно высоко и плыть стало комфортно, все сняли теплые куртки, стали наслаждаться окружающей природой. Понемногу вникая в процесс гребли и пытаясь слаженно управлять нашим катамараном, мы проплыли больше часа. Окружающее нас многоцветье листвы, синева неба, хрустальная прозрачность воды – все это будоражило воображение, чистейший таежный воздух пьянил и хотелось петь. Галина Степановна запела, коллектив «в возрасте» радостно ее поддержал. Никита, как самый молодой член экипажа, сдержанно реагировал на окружающие красоты, а мы ловили каждый всплеск, каждый изгиб реки и наслаждались.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

В какой-то момент, на очередном перекате вода захлестнула мне в сапог. Почувствовав холод и влагу, я разворчалась, что пропустили камень. Если бы я знала в тот момент, какие испытания нам приготовил Белый Июс, я бы тихо молчала…

На очередном красивом плесе решили причалить, отдохнуть, пообедать. Вкус еды, привычных продуктов на природе приобретает неповторимый аппетитный оттенок. Все казалось неимоверно вкусным, как минимум по двум причинам: свежий воздух и активная почти двухчасовая гребля веслами. После отдыха с новыми силами сплавляемся дальше вниз по реке. Я успела высушить одежду на солнце и настроение мое сразу же улучшилось.

Плывем далее. Фотографируем, снимаем на видео и удачно выбираем все время нужное направление в тех местах, где река разделяется на два и более русла. Красота… и вдруг, река разливается так широко, что глубины воды не хватает поддержать наш катамаран на плаву. Мы садимся на мель, это совсем не страшно. Никита и Михаил Тимофеевич спрыгивают с катамарана, подталкивают его через отмель к течению. В этот момент Никита узнает, что у него не совсем целые сапоги и поэтому промочил ноги. Когда течение резко подхватывает наш катамаран, Михаил Тимофеевич не успевает запрыгнуть и зачерпывает сапогами воду. Вот и еще два члена экипажа получили крещение водой.

Далее спокойное течение дает возможность снять сапоги, вылить воду, отжать носки и сушиться на солнышке. Проходим несколько плавных поворотов и вдруг, река теряется среди нагромождения старых коряг, огромных бревен и острых сучьев. Здесь мы допускаем ошибку, надо было срочно причалить к берегу и пешком обойти препятствие, изучить, как лучше преодолеть загромождение. Мы же на катамаране в экстремальных условиях пытаемся лавировать и стремительно со скоростью течения ищем пути преодоления препятствия. Река действует быстрее нас, течение резко усиливается, из-за наших несогласованных панических взмахов веслами катамаран разворачивается, ветки хлещут по головам, спинам, катамаран цепляется о ветки, ударяется о берег, снова разворачивается.

Паники среди команды нет, но адреналина выброс был мощный. Все удержались на своих местах, потерь не было, река выравнивается, течение снова становится плавным и равнодушным. Приходим в чувство, подшучиваем над собой, делаем выводы.

Следующий опасный участок с корягами и бревнами не заставил себя долго ждать. Умудренные опытом, причаливаем к берегу и пешком идем обследовать русло. Наши старейшие таежники принимают решение, что надо перетаскивать катамаран вдоль берега, так мы не повредим наше плавсредство и избавим себя от изнурительного перетаскивания катамарана по кустам и полянам. Впрягаемся и тянем дружно катамаран то по воде, то вброд по мелководью. В какой-то момент Любовь Ильинична передает мне катамаран из рук в руки, чтобы его не унесло вдруг появившимся течением из-под коряг и тут я вижу, что наш гид уходит вместе с берегом в воду. Близко возле берега вода подмывает песок, и Любовь Ильинична не успевает шагнуть дальше от берега. Песок размывает водой и она оказывается по пояс в ледяной реке. В этот момент катамаран мне уже был неважен, я спешу на помощь гиду и вместе мы выбираемся на берег. Любовь Ильинична не оставляет нам время на сочувствие и переживания по поводу ее купания и четко начинает руководить транспортировкой катамарана. Оказавшись на большой воде, начинаем хлопотать над промокшей одеждой. Заставляем гида снять сапоги, выливаем из них воду. На наше счастье солнце уже высоко и хорошо пригревает. Ни у кого из команды нет запасных сухих вещей, ни носков, ни сменной одежды. Да и зачем? Мы же не собирались купаться в одежде, и тем более без нее.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

Через час на очередном повороте реки видим нашу Газель. Гребем поближе к берегу и пытаемся знаками показать нашим сопровождающим, что нужна помощь. Побоялись, что они, увидев нас живыми и невредимыми, поедут дальше, к следующему повороту. На берегу поняли наши маневры и помогли причалить. В машине есть сухая одежда, Любовь Ильинична переодевается, и мы все успокаиваемся. Уточняем у Виктора Александровича, сколько нам еще плыть до Ефремкинского моста. Ответ нас удивил и расстроил. Оказывается остаток пути нам не преодолеть засветло. Плыть еще часов шесть-семь, а уже солнышко склоняется к горизонту. В тайге темнеет быстро, а значит, станет очень холодно. Принимаем решение, на сегодня сплав заканчиваем, катамаран вытаскиваем, складываем и едем на базу в Шира. Завтра с этого же места продолжим наше водное путешествие.

Второй день нашего сплава

Встаем пораньше, чтобы успеть засветло пройти намеченный маршрут. Прибываем в тайгу на то место, где закончили в первый день сплавляться. Вновь мужчины собирают катамаран, в лесу холодно, возле берега уже знакомый ледок.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

На второй день все наши действия более слаженные, появился маленький, но уже опыт. Меняемся местами на катамаране, теперь мы с Любовью Ильиничной сидим впереди, а Михаил Тимофеевич с Никитой сзади. Галина Степановна по-прежнему в центре катамарана. Отплываем, чувствуем себя уверенно, ведь на этот раз у нас с собой в запасе сухая одежда, брюки, носки. Крутые повороты, перекаты и отдельно торчащие камни проходим легко.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

На очередном участке, где дорога подходит близко к реке, весело машем нашим коллегам и слышим, что следующая наша встреча будет нескоро, так как дорога уходит далеко от реки и надо будет проехать через Шира, доехать до Ефремкино, проехать Малую Сыю и проехать на Газели вверх по течению так далеко, насколько позволит дорога вдоль реки.

Солнце светит ярко, небо синее-синее, вода прозрачная ласково шумит на перекатах, красота! Плывем и наслаждаемся. Спокойное течение позволяет экипажу лечь на катамаран и расслабиться под плеск воды.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

Очередное испытание не заставило себя долго ждать. Впереди нагромождение коряг, стволов. Мы уже опытные, причаливаем к берегу, идем изучать русло. Да-а, этот участок сложнее всех пройденных. Чтобы не терять время на поиски потерявшегося русла среди коряг, делимся на два отряда. Любовь Ильинична и Галина Степановна идут по левому берегу, а я и Никита идем по правому берегу. Михаил Тимофеевич остается возле катамарана для координации действий двух отрядов.

На обследование нашего с Никитой берега ушло около часа. Сначала мы шли по руслу и с разочарованием отметили, что проплыть по реке невозможно. Деревья навалены в реке почти через каждый метр, стволы огромные и ни под ними, ни сверху протянуть катамаран невозможно. Дойдя до открытой воды, решили обратно идти через поляны. Была мысль просчитать расстояние, если придется тащить катамаран по земле. По мере того, как мы приближались к тому месту, где остался Михаил Тимофеевич, наше убеждение протащить катамаран таяло вместе с метрами пройденного пути: тайга, еле видимые тропинки не позволят этого сделать.

Вернувшись к Михаилу Тимофеевичу, доложили, что наша разведка успехов не принесла. По этому руслу не пробьемся. Почти одновременно с нами на другом берегу показался второй отряд. Там настроение было боевое. По их участку есть шанс пробиться до большой воды. Переплавляемся на левый берег, и тянем катамаран по мелкой воде. Местами мужчинам пришлось разбирать завалы, чтобы протянуть наш катамаран метр за метром по воде. Боролись с завалами почти сорок минут. Это испытание прошли успешнее: все кроме Никиты остались сухими. Никита же забыл поменять дырявые сапоги на базе и снова промочил ноги. Выбравшись на простор, сели на катамаран и сразу же почувствовали голод.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

Свежий воздух и активная физическая нагрузка дали о себе знать. Решили отплыть подальше от заваленного места и на красивом плесе остановиться и пообедать. Некоторое время активно обсуждали приключение, единогласно пришли к выводу, что без последнего завала было бы скучно, вспомнить будет нечего. Впереди по правому берегу появляется красивая скала, слева отмель. Причаливаем на отмель, располагаемся на обед. Фантастика! Живописный вид скалы, журчание воды, ласковое солнце, ну что еще надо для роскошного обеда на природе? Обедаем, наслаждаемся буйством красок, фантазируем на тему отсутствия цивилизации и возможного близкого присутствия медведей. Оружия у нас нет, есть только фотоаппараты. Иронизируем, если появится медведь, будем фотографировать.

Как бы ни было красиво и спокойно вокруг, а надо продолжать наше путешествие. Впереди еще несколько часов сплава. На оставшемся пути уже не было экстремальных завалов. Встречались перекаты, отдельно торчащие из воды камни, мелководье, постоянно река делилась и соединялась. Нам удавалось интуитивно выбирать правильное направление и на мель мы больше нигде не сели. На очередном удобном плесе причалили, прогулялись, размяли ноги, попили чаю и поплыли дальше.

Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.  Сплав по р. Белый Июс, сентябрь 2011г.

Вскоре увидели родную Газель, нас ждали, на костре кипел чайник, путешествие подошло к концу и немного стало грустно. До свидания, Белый Июс!